Знаменитості
ВИРТУАЛЬНЫЙ ВИЗИТ В ЭРМИТАЖ

ВИРТУАЛЬНЫЙ ВИЗИТ В ЭРМИТАЖ


17 февраля 1852 г. Коллекция Эрмитажа была открыта для публики. Этот день можно считать истинной датой открытия великого музея, хотя год его основания приходится на 1764 год.
Датой рождения Эрмитажа считается 1764 год, потому что именно тогда императрица Екатерина Великая приобрела свои первые картины - коллекцию, собранную для прусского короля Фридриха II берлинским купцом Иоганном Эрнстом Гоцковским. Немецкий монарх отказался от власти из-за нехватки денег, и Гоцковский предложил 225 изображений России. Среди них - «Портрет молодого человека с перчаткой в руке» Франса Хальса и «Прогулки» Яна Стэна. Затем императрица купила коллекцию графа Генриха фон Брюля, английского премьер-министра Роберта Уолпола, графа Бодуэна и многих других. Музей празднует свой день основания каждый год 7 декабря, праздник св. Кэтрин.

В. Эриксен, портрет Екатерины Великой
Французское слово эрмитаж переводится как «место уединения». Ядром музея была частная квартира императрицы Екатерины Великой, где она отдыхала. Одиночество было полным - даже слугам здесь не пускали, а стол накрывали с помощью механического лифта. Здесь государь разместил свои первые покупки за границей. Со временем коллекции росли, захватывая все новые и новые места.
F.Hals. Портрет молодого человека с перчаткой в руке
Ко времени правления его внука, императора Николая I, стало ясно, что эта коллекция произведений искусства давно превзошла «частную семейную коллекцию». Романовы решили дать широкой публике возможность оценить шедевры. В предыдущие десятилетия эта привилегия была доступна только элите с особого разрешения. Например, Пушкин смог войти в залы только по рекомендации Жуковского, наставника цесаревича. Члены Академии художеств действительно мечтали об открытых салонах: например, Карл Брюллов пытался отвести своих учеников во дворец, чтобы разобраться с ними в работах Рубенса и Ван Дейка.
Я.Стен.Гуляки
Однако помещения Зимнего дворца, которые мы обычно связываем с Эрмитажем сегодня, остались частными комнатами императорской семьи. Для открытия музея было специально построено здание нового эрмитажа (рядом с Зимним дворцом), украшенное десятью гранитными атлантами скульптором Александром Теребеневым. Это было первое здание в России, специально построенное для размещения музея. Строительство заняло 11 лет. Его архитектором был Лев фон Кленце, мастер двора короля Баварии Людвига I, любитель классицизма, который превратил Мюнхен в новые Афины. После отъезда в страну происхождения Василий Стасов и Николай Ефимов были заняты надзором за строительством.

17 февраля 1852 года состоялось открытие Императорского публичного музея. В семь часов утра в 481 гость прибыл в Эрмитажный театр, где прозвучали Дон Паскуале, оперный поклонник Доницетти, и балет Катарины, дочери Пуни. Около полуночи спектакль закончился, и гости отправились в Новый Эрмитаж, где их ждала выставка и праздничный ужин с тысячей свечей. В комнате для рисования итальянской школы на 156 человек были столы, в комнате для живописи испанской школы на 200 человек, в комнате Рубенса и Ван Дейка.


Сегодня Государственный Эрмитаж - это огромный музей со многими филиалами в России и за рубежом. Помимо основного музейного комплекса, на набережной дворца расположены несколько зданий, в том числе Меншиковский дворец, крыло здания Главного штаба, Музей фарфорового завода и ресторанный центр Old Village. Центры Эрмитажа открыты в Амстердаме, Казани и Выборге. Всего его коллекция насчитывает более трех миллионов экспонатов.







Эрмитаж входит в «высшую лигу» мировых музейных сокровищниц. В его коллекции — три миллиона экспонатов, а великолепное собрание, начатое еще Екатериной Великой, пополняется по сей день. Предлагаем короткий тур по Эрмитажу.


Леонардо да Винчи. Мадонна с Младенцем (Мадонна Бенуа) Италия, 1478–1480 годы  
В своей небольшой по размерам картине (размер картины 50 x 32 см, дерево, масло) молодой художник избрал один из самых популярных мотивов в живописи раннего (а впоследствии и Высокого) Возрождения — изображение мадонны в лирическом плане, когда тема материнства выражается просто и безыскусственно, без той сложности идейного и изобразительного замысла, которая свойственна крупным алтарным композициям. Леонардо да Винчи еще не достиг полной зрелости мастерства — это сказывается в не совсем удавшейся — слишком крупной и выглядящей несколько условно — фигуре младенца. И все же картина «Мадонна Бенуа» резко выделяется среди близких ей по теме кватрочентистских композиций, в которых образ мадонны кажется статичным, застылым не только внешне, но и внутренне, ибо в них нет такого открытого излияния чувства, как в светящейся счастьем материнства леонардовской Марии, играющей юной матери и ребенка с цветком.
Второе название происходит по фамилии владельцев картины. При каких обстоятельствах произведение великого Леонардо попало в Россию, до сих пор неизвестно. Существует легенда, что семейство Бенуа купило ее у бродячего цирка. Шедевр достался Марии Сапожниковой (после замужества — Бенуа) в наследство от отца. В 1914 году Эрмитаж приобрел у нее эту картину. Правда, после революции, в тяжелые 1920–30-е годы, правительство СССР чуть не продало ее министру финансов США, страстному коллекционеру Эндрю Меллону. Искусствоведам, выступавшим против этой продажи, повезло: сделка сорвалась.  

Рафаэль. Мадонна с Младенцем (Мадонна Конестабиле) Италия, около 1504 года  
«Мадонна с Младенцем» — одно из ранних произведений Рафаэля, написано пусть и не так же мастерски, как остальные его работы, но с большим чувством. Александр II приобрел эту картину в Италии у графа Конестабиле для любимой жены Марии Александровны. В 1870 году этот подарок обошелся императору в 310 тысяч франков. Продажа работы Рафаэля возмутила местную общественность, однако у итальянского правительства не было средств, чтобы выкупить картину у владельца. Собственность императрицы сразу же была выставлена в здании Эрмитажа.  

Леонардо да Винчи.Мадонна Литта.1490 
Мнения искусствоведов относительно авторства картины расходятся. Часть их полагает, что картина принадлежит кисти ученика Леонардо Джованни Больтраффио или Марко д’Оджоно. Эрмитаж, однако, настаивает на собственноручном авторстве Леонардо да Винчи.На авторство Леонардо указывает эскиз головы Мадонны, который хранится в Лувре. Тем не менее многие искусствоведы обращают внимание на необычные для авторской манеры Леонардо элементы картины, в частности, на неестественную позу младенца. Предполагается, что по крайней мере фигура младенца принадлежит кисти одного из учеников Леонардо, скорее всего — Больтраффио. 
Яркая образность произведения раскрывается в мелких деталях, которые много рассказывают нам о матери и ребёнке. Мы видим ребёнка и мать в драматический момент отлучения от груди. На женщине красная сорочка с широкой горловиной. В ней сделаны специальные разрезы, через которые удобно, не снимая платье, кормить младенца грудью. Оба разреза были аккуратно зашиты (то есть было принято решение отлучить ребёнка от груди). Но правый разрез был торопливо разорван — верхние стежки и обрывок нити отчетливо виден. Мать по настоянию ребёнка изменила своё решение и отложила этот нелёгкий момент.  
В 1865 году «Мадонна Литта» была приобретена Эрмитажем за 100 тысяч франков 

Тициан. Даная Италия, около 1554 года  
Полотно Тициана Екатерина II приобрела в 1772 году. Картина написана по мотивам мифа, в котором царю Акрисию предсказали, что он умрет от руки собственного внука, и чтобы избежать этого, он заточил свою дочь Данаю в темницу. Однако плененный красотой Данаи  бог Зевс все же проник к ней в виде золотистого проливного дождя, после чего Даная родила сына Персея,которого по приказу царя заточили вместе с матерью в ящик и бросили в море.Екатерина II была просвещенным монархом, обладала прекрасным вкусом и отлично понимала, что именно надо приобретать для своей коллекции. В Эрмитаже есть еще несколько картин с подобным сюжетом. Например, «Даная» Фервилта и «Даная» Рембрандта.  

Рембрант.Даная.1643
В 1985 году 48-летний литовец Бронюс Майгис в Эрмитаже несколько раз ударил полотно ножом, после чего плеснул в него кислотой. Операция по спасению шедевра началась немедленно, и тем не менее была утрачена почти треть живописного полотна. Основной урон пришелся на самую ценную часть — женскую фигуру. Реставрация картины заняла около 12 лет. Бронюс Майгис был задержан, ему поставили диагноз «вялотекущая шизофрения». И шесть лет он провел в психиатрической лечебнице. 

Эль Греко (Доменикос Теотокопулос). Апостолы Петр и Павел Испания, между 1587–1592 годом  
Картину подарил музею в 1911 году Петр Дурново. За несколько лет до этого Дурново показывал ее на выставке императорского общества поощрения художеств. Тогда об Эль Греко, которого считали весьма посредственным художником, заговорили как о гении. В этом полотне живописец, который всегда был далек от европейского академизма, оказался особенно близок византийской иконописной традиции. Он постарался передать духовный мир и характеры апостолов. Павел (в красном) напорист, решителен и уверен в себе, а Петр, напротив, — сомневающийся и колеблющийся… Считается, что в образе Павла Эль Греко запечатлел самого себя. Но исследователи об этом до сих пор спорят.  

Караваджо. Юноша с лютней Италия, 1595–1596 годы  
Караваджо - знаменитый мастер барокко, который своим «подвальным» светом преобразил сознание нескольких поколений европейских художников. В России хранится только одна из его работ, которую художник написал в молодости. Картины Караваджо характеризуются определенной драмой; в Lutenist есть один Музыкальная тетрадь, изображенная на столе, содержит популярную тогда песню Мадригала Джейкоба Аркадельта: «Ты знаешь, что я люблю тебя». А сломанная лютня в руках молодого человека является символом несчастной любви. Полотно было приобретено Александром I в 1808 году.

Питер Пауль Рубенс.
Портрет камеристки инфанты Изабеллы Фландрия, середина 1620-х годов  
Несмотря на название, считается, что это портрет дочери художника — Клары Серены, умершей в 12 лет. Картина создана уже после смерти девушки. Художник тонко выписал и пушистые волосы, и нежную кожу лица, и задумчивый взор, от которого невозможно отвести глаза. Перед зрителем возникает одухотворенный и поэтический образ. Картину в коллекцию Эрмитажа приобрела Екатерина II в 1772 году.  

Рембрандт ван Рейн. Возвращение блудного сына Голландия, около 1668 года  
Одну из самых известных и узнаваемых картин Рембрандта Екатерина II купила в 1766 году.
Библейский сюжет картины известен, пожалуй, каждому,его выбирали для себя самые известные живописцы. Рембрандт тоже изобразил сцену прибытия блудного сына домой. Однако его работа отличается от полотен других живописцев.У Рембрандта отсутствуют все лишние атрибуты, он сосредоточился лишь на эмоциях отца и сына. Правильнее будет сказать, что переживаний на лице блудного сына не видно, но его внешний вид и поза могут сказать многое. Рваная одежда, стертая обувь, мозоли на стопах – все это настолько глубоко передает эмоциональность сцены. А еще любовь, всепрощающая любовь отца…
Евангельская притча о блудном сыне волновала художника на протяжении всей его жизни: первые рисунки и офорты на этот сюжет он создал еще в 1630–40-е годы, а за написание картины взялся в 1660-е. Полотно Рембрандта стало вдохновением и для других творческих личностей. Композитор-авангардист Бенджамин Бриттен под впечатлением от этой работы написал оперу. А режиссер Андрей Тарковский процитировал «Возвращение блудного сына» в одной из заключительных сцен «Соляриса».  

Эдгар Дега. Площадь Согласия (виконт Лепик с дочерьми, временная площадь Согласия) Франция, 1875 г.
Картина «Площадь Согласия» была вывезена в Россию после Второй мировой войны из Берлина, где хранилась в частной коллекции. Холст интересен тем, что, с одной стороны, это портрет, а с другой - жанровая зарисовка, характерная для импрессионистов из жизни города. Дега представил своего близкого друга, аристократа Луи Лепика, вместе со своими двумя дочерьми. Портрет многих персонажей до сих пор содержит много секретов. Неизвестно, когда и при каких обстоятельствах изображение было создано. Искусствоведы предполагают, что произведение было написано в 1876 году, а не на заказ. Художник не написал еще одну подобную картину ни до, ни после нее. Нуждаясь в деньгах, он продал картину графу Лепику, и они не знали об этом до конца 19-го века. После падения Берлина в 1945 году шедевр, в числе других произведений «Трофей», был отправлен в Советский Союз и отправился в Эрмитаж.

Анри Матисс. Танец Франция, 1909–1910 годы  
Картина была заказана Сергеем Щукиным, известным русским коллекционером французской живописи XIX - начала XX веков. Композиция написана на тему золотого века человечества, и поэтому на ней изображены не конкретные люди, а символические образы. Матисс был вдохновлен народными танцами, которые, как вы знаете, сохраняют ритуализм языческого действия. Матисс воплотил ярость древней вакханалии в сочетании чистых цветов - красного, синего и зеленого. Как символы человека, неба и земли. Картина была передана в Эрмитаж из московского собрания Государственного музея нового западного искусства в 1948 году.

Василий Кандинский. Композиция VI Германия, 1913 год  
В Эрмитаже есть целый зал, посвященный творчеству Василия Кандинского. Композиция VI была создана в Мюнхене в мае 1913 года - за год до начала Первой мировой войны. Яркая яркая картина, нарисованная свободными и широкими мазками. Первоначально Кандинский хотел назвать это «Потопом»: библейский сюжет лег в основу абстрактного холста. Однако впоследствии художник отказался от этой идеи, чтобы название произведения не мешало восприятию публики. Полотно поступило в музей из Государственного музея нового западного искусства в 1948 году.

Эдуард Магнус, Портрет А.А.Зенден




↓Поділитися з друзями в Facebook↓

↓Тисни «Подобається» і отримуй тільки кращі пости в Facebook↓