Психологія
ИЗ ДНЕВНИКОВ Л.Н.ТОЛСТОГО

ИЗ ДНЕВНИКОВ Л.Н.ТОЛСТОГО


Граф Льва Толстого, классика русской и мировой литературы, называют мастером психолога, создателем жанра эпического романа, оригинальным мыслителем и учителем жизни. Произведения гениального писателя - величайшее сокровище России.

В августе 1828 года в усадьбе Ясная Поляна Тульской губернии родился классик русской литературы. Будущий автор книги «Война и мир» стал четвертым ребенком в семье выдающихся знати. По отцовской линии он принадлежал к старой семье графа Толстого на службе у Ивана Грозного и Петра Великого. По материнской линии Лев Николаевич - потомок Рюриковичей. Следует отметить, что Лев Толстой и Александр Пушкин имеют общего предка - адмирала Ивана Михайловича Головина.

Мать Льва Николаевича, родившаяся княгиня Волконская, умерла от лихорадки после рождения дочери. Лео тогда еще не было двух лет. Семь лет спустя глава семьи граф Николай Толстой скончался. Забота о детях свалилась на тетю писателя - Т. А. Ергольскую - по плечу. Позже вторая тетя, графиня А. М. Остен-Сакен, стала опекуном сирот. После их смерти в 1840 году дети переехали в Казань нового опекуна - сестры отца П. И. Юшкова. Тетя повлияла на ее племянника, и писатель описал ее счастливое детство в ее доме как самое счастливое и гостеприимное в городе. Позже Лев Толстой описал впечатления от жизни в имении Юшкова в романе «Детство».

Классик получил начальное образование дома. В 1843 году Лев Толстой поступил в Казанский университет, выбрав факультет восточных языков. Вскоре из-за плохой успеваемости он перешел на другой факультет - юридический. Но он также был неудачным: через два года он оставил колледж, не получив высшее образование. Лев Николаевич вернулся в Ясную Поляну, желая установить новые отношения с крестьянами. Идея провалилась, но молодой человек регулярно вел дневник, любил социальные развлечения и увлекался музыкой. В течение нескольких часов Толстой слушал Иоганна Баха, Фредерика Шопена и Вольфганга Амадея Моцарта.

20-летний Лев Толстой, разочарованный жизнью помещика после лета, проведенного в деревне, покинул усадьбу и переехал в Москву, а оттуда в Санкт-Петербург. Молодой человек бросился между подготовкой к экзаменам в университет, игрой на музыке, игрой в карты с цыганами и цыганами и мечтами стать чиновником или курсантом полка конной гвардии. Родственники назвали Льва «самым деликатным несовершеннолетним», и долгие годы им приходилось возвращать свои долги.


В 1851 году брат писателя - офицер Николай Толстой - убедил Льва отправиться на Кавказ. Три года Лев Николаевич жил в деревне на берегу Терека. Характер Кавказа и патриархальная жизнь казачьей деревни были впоследствии отражены в рассказах «Казаки» и «Хаджи Мурад», в рассказах «Рейд» и «Лесозаготовка». На Кавказе Лев Толстой написал роман «Детство» , который он опубликовал в журнале "Современник" под инициалами Л.Н. Вскоре он написал сиквелы «Отрочество» и «Молодежь», соединив романы в трилогию. Литературный дебют оказался блестящим и принес Льву Николаевичу первое признание. Творческая биография Льва Толстого стремительно развивается: встреча в Бухаресте, переезд в осажденный Севастополь, командование батареей обогатили писателя впечатлениями. Из-под пера Льва Николаевича вышел цикл «Севастопольских рассказов». Работы молодого писателя поразили критиков смелым психологическим анализом. Николай Чернышевский нашел в них «диалектику души», а император Александр II прочитал сочинение «Севастополь в декабре месяце» и выразил восхищение талантом Толстого.

Зимой 1855 года 28-летний Лев Толстой приехал в Петербург и вошел в современный район, где его от всей души приветствовали и называли его «великой надеждой русской литературы». Но в течение года писательской среде надоели ссоры и конфликты, чтения и литературные ужины. Позже Толстой признался в «Исповеди»: «Эти люди оказали мне сопротивление, и я бросил вызов самому себе». Осенью 1856 года молодой писатель отправился в имение Ясной Поляны, а в январе 1857 года за границу. Лев Толстой путешествовал по Европе на шесть месяцев. Посетили Германию, Италию, Францию и Швейцарию. Он вернулся в Москву, а оттуда в Ясную Поляну. Находясь в семейной собственности, он начал создавать школы для сельских детей, около Ясной Поляны возникло около 20 учебных заведений, особая ниша в работах Льва Толстого - сказки и сочинения для детей и подростков.

В 1870-х годах Лев Толстой, продолжая учить крестьянских детей, написал роман «Анна Каренина», в котором он противопоставил две истории: драму семьи Карениных и домашнюю идиллию молодого помещика Левина, с которым он отождествлял себя. , На первый взгляд роман казался любящим: классик поднял вопрос о значении существования «вежливой собственности», противопоставив ее правде крестьянской жизни. «Анна Каренина» была высоко оценена Федором Достоевским.

Поворотный момент в сознании писателя был отражен в работах, написанных в 1880-х годах. Изменяющая жизнь духовная проницательность является центральной в рассказах и сказках. Появляются «Смерть Ивана Ильича», «Соната Кройцер», «Отец Сергий» и повесть «После бала». Классик русской литературы рисует образы социального неравенства, изводит праздность дворян.
В 1898 году Лев Толстой написал роман «Воскресение», получивший критику от критиков. Но успех работы уступал Анне Карениной и «Войне и миру». За последние 30 лет своей жизни Лев Толстой с учением о ненасильственном сопротивлении злу признан духовным и религиозным лидером России.


Лев Толстой женился на Софии Берс, 18 лет, в 1862 году, когда ему было 34 года. Граф прожил со своей женой 48 лет, но жизнь пары вряд ли можно назвать безоблачной. София Берс - вторая из трех дочерей доктора в офисе Московского дворца Андрея Берса. Семья жила в столице, но летом отдыхала в тульском имении возле Ясной Поляны. Лев Толстой впервые увидел свою будущую жену в детстве. София получила домашнее образование, много читала, получила художественное образование и окончила Московский университет. Дневник, который ведет Берс-Толстая, признан образцом жанра воспоминаний.

Он описал свои чувства к Софии в войне и мире в эпизоде, в котором князь Андрей Болконский танцует с Наташей Ростовой и влюбляется в нее. «Он обнял этот тонкий, подвижный, дрожащий лагерь, и она подошла к нему так близко и улыбнулась так близко, что вино ее чар попало ему в голову». Снаружи Наташа была взята из Sonyi Bers: стройная, с большой грудью, некрасивая , но совершенно неотразим в великолепии своей юности. Летудудов чувствовал невинную, безгрешную любовь «с первого дня, как увидел Катюшу» (роман «Воскресенье»). Эта любовь была "духовным" человеком, он был в его душе, и он был рад, что он был влюблен ...

Перед свадьбой Лев Толстой, желая, чтобы между ним и его женой не было никаких секретов, дал Софье прочитать дневник. Потрясенная жена узнала о бурной молодости мужа, страсти к азартным играм и дикой природе. О цыганке, с которой хотел жить ее жених, о замужней крестьянине Аксине и, наконец, о молодой Валерии Арсеньевой, на которой она почти вышла замуж три года назад.

Общение с Синьей заняло много времени и оставило большие следы у Толстого. Спустя много лет это нашло отражение в «Дьяволе» - одном из самых страстных произведений Льва Николаевича. Отдельные записи в дневнике дают представление о характере этих отношений. «Чудесный день Троицы, тянущая черемуха в неуклюжих руках, удушающий голос Василия Давыдкина, я мельком увидел Аксинью, очень хорошо, все эти дни он ждал напрасно, сегодня он в большом старом лесу Дочь в законе, я дура, домашний скот, красновато-карие, глаза ... Я влюблен, как никогда прежде в моей жизни, нет другой мысли, я мучаюсь, завтра всеми силами. "Она была недалеко от своего высоко духовного идеала и его чувство к ней - серьезное, тяжелое - Толстого считали нечистым. Их отношения длились три года. Аксинья была замужем, ее муж торговал такси и редко бывал дома. Аксинья была необычайно хороша, соблазнительна, хитра и хитра, кружила головы мужчин, слегка тянула ее и обманула. «Идиллия», «Тихон и Маланья», «Дьявол» - все эти произведения были написаны Толстым под влиянием чувств к Аксинье.


Софья Андреевна во всем помогала мужу,всех детей учила и воспитывала дома. Пятеро из 13 детей умерли в младенческом или раннем детском возрасте.  
Соня была в ужасе. Она знала об этой стороне жизни только по слухам. Но она не могла предположить, что все это может сделать ее любимый, уважаемый человек. Разговор с матерью помог Соне выздороветь: хотя Любовь Александровна была шокирована выходками ее будущего зятя, она пыталась объяснить Соне, что у всех мужчин в возрасте Льва Николаевича есть прошлое, только большинство женихов не посвящают невест к этим деталям. Соня решила, что любит Льва Николаевича достаточно сильно, чтобы простить ему все, включая Аксинью. Семейная жизнь, однако, началась далеко не безоблачно. Соня показала близость с холодностью и даже брезгливостью, что, впрочем, вполне понятно - она была еще очень молода и воспитывалась в традициях XIX века, когда матери рассказывали своим дочерям о «таинстве брака» незадолго до свадьбы, и даже тогда в иносказательном смысле. Лев Николаевич сошел с ума от страсти к своей молодой жене, злясь на нее за то, что она не получила ответа.


Семейные проблемы начались после завершения работы Льва Толстого над Анной Карениной. Писатель впал в депрессию и выразил недовольство жизнью, которую так усердно организовала София Андреевна в семейном гнезде. Моральный отказ графа заставил Льва Николаевича попросить его семью отказаться от мяса, алкоголя и табака. Толстой заставлял свою жену и детей одеваться в крестьянскую одежду, которую он сделал сам, и хотел отдать имущество, приобретенное крестьянам. Софья Андреевна приложила значительные усилия, чтобы отговорить мужа от распределения имущества. Но разразившаяся ссора расколола семью: Лев Толстой вышел из дома. Когда он вернулся, писатель заставил своих дочерей копировать черновики.
Ясная Поляна.1865

Взаимное негодование и непонимание полностью оттолкнули их. Софья Андреевна находила утешение в музыке. В Москве он брал уроки у учителя, к которому проявились романтические чувства. Их отношения оставались дружескими, но граф не простил своей жене «пол-жулика». Роковый спор между супругами произошел в конце октября 1910 года. Лев Толстой покинул дом, оставив Софию с прощальным письмом. Он написал, что любит ее, но не мог поступить иначе.
Лев Толстой в кругу семьи в день своего 75-летия, 1903 г., Тульская губ., Крапивенский у., дер. Ясная Поляна. Слева направо стоят: Илья, Лев, Александра и Сергей Толстые; сидят: Михаил, Татьяна, Софья Андреевна и Лев Николаевич Толстые, Андрей. 
Льва Толстого, 82 года, в сопровождении личного врача Д. Маковицкого, покинул Ясная Поляна. В прощальном письме к графине Софье Толстой пишет: «Я больше не могу жить в роскошных условиях, в которых я жил, и я делаю то, что обычно делаю для пожилых людей моего возраста: они оставляют свою мирскую жизнь, чтобы жить в одиночестве и жить в одиночестве. в последние дни своей жизни. После посещения Оптики Пустыни и Козельска он решает отправиться на юг к своей племяннице, где он планирует перебраться на Кавказ. и сошел с поезда на железнодорожной станции As ups. Последние 7 дней своей жизни Лев Николаевич провел на станции дворника дома. Вся страна следила за новостями о здоровье Толстого. Дети и его жена прибыли на станцию Астапово, но Лев Толстой не хотел никого видеть. Классик умер 7 ноября 1910 года: он умер от пневмонии. Жена пережила его 9 лет. Толстого похоронили в Ясной Поляне.
Из дневников
Примечания. Зимой третьего года, когда я жил в Москве, я жил очень небрежно, без службы, без профессии, без цели; и он не жил так, потому что, как говорят и пишут многие, так живут все в Москве, а просто потому, что мне нравилась такая жизнь. Лень также является частью позиции молодого человека в московском мире. Я говорю: молодой человек, который сочетает в себе определенные условия; а именно образование, доброе имя и десять или двадцать тысяч доходов. Жизнь молодого человека, который сочетает в себе эти условия, наиболее приятна и небрежна, когда он не служит (это серьезно), а просто считает себя и любит быть ленивым. Все жилые помещения открыты для него, для каждой невесты он имеет право на взгляды; Нет ни одного молодого человека, который, по общему мнению мира, был над ним. Если тот же мастер приедет в Петербург, его будут мучить, почему С. и Г. Горчаковы были при дворе, а я нет; как прийти к баронессе З. вечером, на рутину к графине А. и т. д., и не прийти туда, только если она сможет ходить в эти салоны, полагаясь на графиню.
 
1848
Войдя в необузданную жизнь, я заметил, что люди в этой сфере подо мной были намного выше меня; Мне было больно, и я был убежден, что это не моя цель. Возможно, два импульса также способствовали этому. Первая - проигрыш Огареву, который сделал мой бизнес совершенно скучным, и, тем не менее, не было никакой надежды исправить их; и после этого пожара 2, который заставил меня действовать невольно. Колья придали веселый колорит этим действиям. Мне кажется, что мне стало очень холодно. Лишь изредка, особенно когда я ложусь спать, они находят во мне минуты, когда на улице возникает чувство; то же самое во времена пьянства; но я пообещал себе не напиваться. Я не буду продолжать свои записи, потому что я занят бизнесом в Москве; если у меня будет свободное время, я напишу историю о цыганской жизни.

Я ездил в органы власти и клубы, в результате чего я был убежден: во-первых, я буду вовремя в обществе с нынешним направлением; а во что играть, похоже, совсем перестанет. Кажется, у меня больше нет страсти к игре, однако я не отвечаю: мне нужно попробовать это на практике. Я не буду искать дело, но я не буду скучать по выгодному. Занятия на 13 декабря: поговорить с Питером о петиции на высшее имя и могу ли я поехать служить в Москву?
15 декабря Я очень недоволен вчерашним днем. Первое, что ничего не сделало в отношении Совета попечителей; во-вторых, что он ничего не писал, а в-третьих, он начал ослабевать в убеждениях и стал поддаваться влиянию людей. Не допускать ни малейших неприятностей или насмехаться ни перед кем, не заплатив дважды.
Идите в Нескучный и тащите вокруг принцессу. Под вечер с Николаем Горчаковым идите к цыганам и приведите себя в форму. Я живу совершенно скотски; хотя он и не был полностью распущен, он оставил почти все для учебы и чувствовал себя очень обескураженным.
Я начинаю замечать, что мое пребывание в Москве бесполезно, и я живу далеко за рамки своего дохода. Чтобы улучшить свой бизнес, из трех представленных мне средств я потерял почти все, а именно: 1) Вхожу в круг игроков и, за деньги, играю. 2) Войдите в полный свет и, при определенных условиях, поженитесь. 3) Найти выгодное место для обслуживания. Теперь представлено четвертое средство, а именно - одолжить деньги у Киреевского. Ни одна из четырех вещей не противоречит друг другу, и действие не требуется. 

1862
Я пропустил много времени. Сначала я был увлечен мирскими удовольствиями, затем он снова был пуст в моей душе; и позади классов, то есть от классов, у которых есть тема их собственной личности. В течение долгого времени я мучался, что у меня не было ни одной праведной мысли или чувства, которые бы определяли все направление жизни - все так, как должно быть; теперь, как мне кажется, я нашел праведную идею и постоянную цель, то есть развитие воли, цель, которую я долго искал; но я только что осознал это, не просто как идею, а как идею, похожую на мою душу. 

Помнить при всяком деле, что первое и единственное условие, от которого зависит успех, есть терпение и что более всего мешает всякому делу и что особенно мне много повредило — есть торопливость.  
Приехал я в Москву с тремя целями. 1) Играть. 2) Жениться. 3) Получить место. Первое скверно и низко, и я, слава богу, осмотрев положение своих дел и отрешившись от предрассудков, решился поправить и привести в порядок дела продажею части имения. Второе, благодаря умным советам брата Николеньки, оставил до тех пор, пока принудит к тому или любовь, или рассудок, или даже судьба, которой нельзя во всем противудействовать. Последнее невозможно до двух лет службы в губернии, да и по правде, хотя и хочется, но хочется много других вещей несовместных; поэтому погожу, чтобы сама судьба поставила в такое положение. Много слабостей имел я в это время.Две главные страсти, которые я в себе заметил, это страсть к игре и тщеславие, которое тем более опасно, что принимает бесчисленное множество различных форм.Главное, мало обращал внимания на правила нравственные, завлекаясь  правилами, нужными для успеха. Потом, имел слишком тесный взгляд на вещи; например, давал себе много правил, которые все можно было привести к одному — не иметь тщеславия. Забывал, что условием, необходимым для успеха, есть уверенность в себе, презрение к мелочам, которое не может иначе произойти, как от моральной возвышенности.  
Есть люди, которые все разумное понимают быстро, всему изящному сочувствуют живо и все хорошее чувствуют, но которые в жизни, в приложении, не умны, не изящны и не добры. Отчего бы это? Или есть две способности: восприимчивости и воспроизведения — или недостает той способности, которую называют гением или талантом, или, наконец, натуры слишком чистые всегда слабы и апатичны, и потому способности не развиты.  

Как меняется взгляд на жизнь, когда живешь не для себя, а для других! Жизнь перестает быть целью и делается средством. Несчастие делает добродетельным -добродетель делает счастливым — счастье делает порочным.  
Нет ничего тяжеле, как видеть жертвы, которые для тебя делают люди, с которыми ты связан и должен жить; особенно же жертвы, которых не требуешь, и от людей, которых не любишь. Самая обидная форма эгоизма — это самопожертвование.  
Ах, боже мой, боже мой, какие бывают тяжелые, грустные дни! И отчего грустно так? Нет, не столько грустно, сколько больно сознание того, что грустно и не знаешь, о чем грустишь. Я думал прежде — это от бездействия, праздности. Нет, не от праздности, а от этого положения я делать ничего не могу. Главное, я ничего похожего на ту грусть, которую испытываю, не нахожу нигде: ни в описаниях, ни даже в своем воображении. Я представляю себе, что можно грустить о потере какой-нибудь, о разлуке, о обманутой надежде. Понимаю я, что можно разочароваться: все надоест, так часто будешь обманут в ожиданиях, что ничего ждать не будешь. Понимаю я, когда таятся в душе: любовь ко всему прекрасному, к человеку, к природе, когда готов все это высказать, попросить сочувствия, и везде найдешь холодность и насмешку, скрытую злобу на людей, и оттого грусть. Понимаю я грусть человека, когда положение его горько, а тяжелое, ядовитое чувство зависти давит его. Все это я понимаю, и в каждой такого рода грусти есть что-то хорошее с одной стороны. Свою же грусть я чувствую, но понять и представить себе не могу. Жалеть мне нечего, желать мне тоже почти нечего, сердиться на судьбу не за что. Я понимаю, как славно можно бы жить воображением; но нет. Воображение мне ничего не рисует — мечты нет. Презирать людей — тоже есть какое-то пасмурное наслаждение,— но и этого я не могу, я о них совсем не думаю; то кажется: у этого есть душа, добрая, простая, то кажется: нет, лучше не искать, зачем ошибаться! Разочарованности тоже нет, меня забавляет все; но в том горе, что я слишком рано взялся за вещи серьезные в жизни, взялся я за них, когда еще не был зрел для них, а чувствовал и понимал; так сильной веры в дружбу, в любовь, в красоту нет у меня, и разочаровался я в вещах, важных в жизни; а в мелочах еще ребенок. Сейчас я думаю, вспоминая о всех неприятных минутах моей жизни, которые в тоску одни и лезут в голову,— нет, слишком мало наслаждений, слишком много желаний, слишком способен человек представлять себе счастие, и слишком часто, так ни за что, судьба бьет нас, больно,больно задевает за нежные струны, чтобы любить жизнь; и потом что-то особенно сладкое и великое есть в равнодушии к жизни, и я наслаждаюсь этим чувством. Как силен кажусь я себе против всего с твердым убеждением, что ждать нечего здесь, кроме смерти; и сейчас же я думаю с наслаждением о том, что у меня заказано седло, на котором я буду ездить в черкеске, и как я буду волочиться за казачками, и приходить в отчаяние, что у меня левый ус хуже правого, и я два часа расправляю его перед зеркалом.  

В 1910 году сюда на поезде приехал Лев Толстой. Остановку совершили по болезни. Толстой поселился в домике начальника станции и умер через 7 дней.
Любовь и религия — вот два чувства — чистые, высокие. Не знаю, что называют любовью. Ежели любовь то, что я про нее читал и слышал, то я ее никогда не испытывал. Я видал прежде Зинаиду институточкой, она мне нравилась; но я мало знал ее (фу! какая грубая вещь слово! — как площадно, глупо выходят переданные чувства). Я жил в Казани неделю. Ежели бы у меня спросили, зачем я жил в Казани, что мне было приятно, отчего я был так счастлив? Я не сказал бы, что это потому, что я влюблен. Я не знал этого. Мне кажется, что это-то незнание и есть главная черта любви и составляет всю прелесть ее. Как морально легко мне было в это время. Я не чувствовал этой тяжести всех мелочных страстей, которая портит все наслаждения жизни. Я ни слова не сказал ей о любви, но я так уверен, что она знает мои чувства, что ежели она меня любит, то я приписываю это только тому, что она меня поняла. Все порывы души чисты, возвышенны в своем начале. Действительность уничтожает невинность и прелесть всех порывов. Мои отношения с Зинаидой остались на ступени чистого стремления двух душ друг к другу. Но, может быть, ты сомневаешься, что я тебя люблю, Зинаида, прости меня, ежели это так. Неужели никогда я не увижу ее? Неужели узнаю когда-нибудь, что она вышла замуж за какого-нибудь Бекетова? Или, что еще жалче, увижу ее в чепце веселенькой и с тем  же умным, открытым, веселым и влюбленным глазом. Я не оставлю своих планов, чтобы ехать жениться на ней, я не довольно убежден, что она может составить мое счастие; но все-таки я влюблен. Иначе что же эти отрадные воспоминания, которые оживляют меня, что этот взгляд, в который я всегда смотрю, когда только я вижу, чувствую что-нибудь прекрасное. Помнишь Архирейский сад, Зинаида, боковую дорожку. На языке висело у меня признание, и у тебя тоже. Мое дело было начать; но, знаешь, отчего, мне кажется, я ничего не сказал. Я был так счастлив, что мне нечего было желать, я боялся испортить свое... не свое, а наше счастие. Лучшие воспоминания в жизни останется навсегда это милое время. А какое пустое и тщеславное создание человек. Когда у меня спрашивают про время, проведенное мною в Казани, я небрежным тоном отвечаю: «Да, для губернского города очень порядочное общество, и я довольно весело провел несколько дней там». Подлец! Все осмеяли люди. Смеются над тем, что с милым рай и в шалаше, и говорят, что это неправда. Разумеется, правда; не только в шалаше, в Крапивне, в Старом Юрте, везде. С милым рай и в шалаше, и это правда, правда, сто раз правда.  

Вчера я почти всю ночь не спал, пописавши дневник, я стал молиться богу. Сладость чувства, которое испытал я на молитве, передать невозможно. Я прочел молитвы, которые обыкновенно творю: Отче, Богородицу, Троицу, Милосердия Двери, воззвание к ангелу-хранителю и потом остался еще на молитве. Ежели определяют молитву просьбою или благодарностью, то я не молился. Я желал чего-то высокого и хорошего; но чего, я передать не могу; хотя и ясно сознавал, чего я желаю. Мне хотелось слиться с существом всеобъемлющим. Я просил его простить преступления мои; но нет, я не просил этого, ибо я чувствовал, что ежели оно дало мне эту блаженную минуту, то оно простило меня. Я просил и вместе с тем чувствовал, что мне нечего просить и что я не могу и не умею просить. Я благодарил, да, но не словами, не мыслями. Я в одном чувстве соединял все, и мольбу и благодарность. Чувство страха совершенно исчезло. Ни одного из чувств веры, надежды и любви я не мог бы отделить от общего чувства. Нет, вот оно чувство, которое испытал я вчера — это любовь к богу. Любовь высокую, соединяющую в себе все хорошее, отрицающую все дурное. Как страшно было мне смотреть на всю мелочную — порочную сторону жизни. Я не мог постигнуть, как она могла завлекать меня. Как от чистого сердца просил я бога принять меня в лоно свое. Я не чувствовал плоти, я был — один дух.Благодарю его за минуту блаженства, которая показала мне ничтожность и величие мое. Хочу молиться; но не умею; хочу постигнуть; но не смею —предаюсь в волю твою! Зачем писал я все это? Как плоско, вяло, даже бессмысленно выразились чувства мои; а были так высоки!!  
В мечте есть сторона, которая лучше действительности; в действительности есть сторона, которая лучше мечты. Полное счастие было бы соединение того и другого. 

Не красота вызывает любовь, а любовь заставляет нас видеть красоту.  
Трусливый друг страшнее врага, ибо врага опасаешься, а на друга надеешься.  
Самый верный признак истины – это простота и ясность. Ложь всегда бывает сложна, вычурна и многословна.  
Все строят планы, и никто не знает, проживет ли он до вечера.
Для того чтобы было легко жить с каждым человеком, думай о том, что тебя соединяет, а не о том, что тебя разъединяет с ним.  
Сильные люди всегда просты.  
Надо непременно встряхивать себя физически, чтобы быть здоровым нравственно.
Мудрый человек требует всего только от себя, ничтожный же человек требует всего от других. 
Человек немыслим вне общества.  
Мне очень не нравятся высокомерные люди, которые ставят себя выше других. Так и хочется дать им рубль и сказать, узнаешь себе цену - вернешь сдачу... 
Кто счастлив сам, другим зла не желает.  
Идеал - это путеводная звезда. Без нее нет твердого направления, а нет направления - нет жизни. 
У меня нет всего, что я люблю. Но я люблю всё, что у меня есть. 
Один из самых обычных и ведущих к самым боль­шим бедствиям соблазнов есть соблазн словами: «Все так делают».  
Важно не количество знаний, а качество их. Можно знать очень многое, не зная самого нужного. 
Прошлого уже нет, будущее еще не пришло. Что же есть? Только та точка, где сходятся будущее с прошедшим. Казалось бы, точка — это ничто, а между тем только в этой точке вся жизнь наша.  
Одно из самых удивительных заблуждений — что счастье человека в том, чтобы ничего не делать.
Война есть убийство. И сколько бы людей ни собралось вместе, чтобы совершить убийство, и как бы они себя ни называли, убийство все равно самый худший грех в мире. 
Сущность всякой веры состоит в том, что она придает жизни такой смысл, который не уничтожается смертью. 
Люди, которые... признают войну не только неизбежной, но и полезной и потому желательной, — эти люди страшны, ужасны своей нравственной извращенностью. 
Зерно невидимо в земле, а только из него вырастает огромное дерево. Так же незаметна мысль, а только из мысли вырастают величайшие события жизни человеческой. 

Осенью 1906 года Лев Толстой отказался от рассмотрения своей кандидатуры на Нобелевскую премию. Автор объяснил это своим отношением к деньгам, но публика восприняла этот отказ как еще один странный комикс.
Работа на земле вместе с крестьянами не была для него благородной, экстравагантной страстью, он искренне любил ее и уважал мучительную физическую работу. Кроме того, Толстой охотно шил и, прежде всего, умело шил сапоги, которые он давал родителям, косил траву и сеял землю, удивляя крестьян страны, которые следили за ним и расстраивали его жену. уделять меньше внимания повседневной жизни, практически во всем, что борется за аскетизм и «упрощение». Граф занимается тяжелыми крестьянскими делами, спит на земле и ходит босиком по холоду, подчеркивая тем самым его близость к населению.

Толстой в юности и даже в зрелом возрасте был очень далек от привычного нам сегодня образа мудрого и спокойного старца, призывающего к смирению и бесконфликтности. В молодости граф был категоричен в суждениях, прямолинеен, а подчас даже груб. Пример тому - его конфликт с Тургеневым. Поговаривают, что одной из причин разлада была «любовная интрига», завязавшаяся между Тургеневым и графиней Марией Николаевной, любимой сестрой Толстого. Но окончательная размолвка между ними случилась, когда оба писателя гостили в доме Афанасия Фета. Если судить по мемуарам последнего, причиной перебранки стал рассказ Тургенева о гувернантке его дочери, которая в воспитательных целях заставляла ее чинить рваную одежду нищих. Толстому такая манера показалось чересчур показной, о чем он с прямолинейностью и жаром сообщил собеседнику. Словесная перебранка едва не привела к драке — Тургенев пообещал Толстому «дать в рожу», а тот в, свою очередь, вызвал его на дуэль. К счастью, стреляться они не стали — Тургенев принес извинения, Толстой их принял, но в их отношениях наступил продолжительный разлад. Лишь семнадцать лет спустя Тургенев приехал в Ясную Поляну к Толстому.

В 1882 году в Москве прошла перепись населения. Интересно, что в ней на добровольных началах принял участие Лев Николаевич Толстой. Граф хотел узнать нищету в Москве, посмотреть, как живут здесь люди, чтобы хоть как-то помочь бедным горожанам деньгами и делом. Выбрал он для своих целей один из самых сложных и неблагополучных столичных участков — у Смоленского рынка по Проточному переулку, в котором располагались ночлежки и прибежища нищеты. Кроме социального анализа Толстой преследовал и благотворительные цели, он хотел собрать денег, помочь с работой беднякам, устроить их детей в школы, а стариков в приюты. Толстой лично обходил ночлежки и заполнял переписные карточки, и кроме того поднимал проблемы неустройства бедняков в прессе и городской думе. Итогом стали его статьи «Так что же нам делать?» и «О переписи в Москве» с призывами о помощи и поддержки малоимущим.


Лев Николаевич сохранял физическую бодрость и крепость духа до самых последних дней. Причина тому — страстная любовь графа к спорту и всевозможным физическим упражнениям, которые по его мнению, были обязательны, в особенности для тех, кто занимается умственным трудом. Любимой дисциплиной Толстого была ходьба, известно что уже в достаточно солидном возрасте шестидесяти лет он совершил три пеших перехода из Москвы в Ясную поляну. Кроме того, граф увлекался конькобежным спором, осваивал велосипед, верховую езду, плавание, каждое утро начинал с гимнастики.

Тисни «Подобається» і отримуй тільки кращі пости в Facebook ↓
Ctrl
Enter
Помітили помIлку
Виділіть текст і натисніть Ctrl+Enter
Читайте також:
КРАСАВИЦЫ В ИСТОРИИ РОССИИ и УКРАИНЫ
КРАСАВИЦЫ В ИСТОРИИ РОССИИ и УКРАИНЫ
09.12.19, Історія
ЛЮБОВЬ Ф.ТЮТЧЕВА
ЛЮБОВЬ Ф.ТЮТЧЕВА
07.12.19, Психологія
ВЕЛИКИЕ И МОГУЩЕСТВЕННЫЕ ИМПЕРИИ МИРА
ВЕЛИКИЕ И МОГУЩЕСТВЕННЫЕ ИМПЕРИИ МИРА
07.12.19, Історія
РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ СВ. МАРИЯ МАГДАЛЕН ЧАСОВНЯ В ДАРМШТАДТ, ХЕССЕН
РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ СВ. МАРИЯ МАГДАЛЕН ЧАСОВНЯ В ДАРМШТАДТ, ХЕССЕН
04.12.19, Храми
ФАВОРИТКИ
ФАВОРИТКИ
03.12.19, Історія
РУССКИЙ НАРОДНЫЙ КОСТЮМ
РУССКИЙ НАРОДНЫЙ КОСТЮМ
03.12.19, Історія
ИЗ КОЛЛЕКЦИИ ЭРМИТАЖА
ИЗ КОЛЛЕКЦИИ ЭРМИТАЖА
24.11.19, Цікаве
KЕМ БЫЛА «НЕИЗВЕСТНАЯ» ХУДОЖНИКА ИВАНА КРАМСКОГО
KЕМ БЫЛА «НЕИЗВЕСТНАЯ» ХУДОЖНИКА ИВАНА КРАМСКОГО
24.11.19, Живопис / Історія
Е.К.ВОРОНЦОВА
Е.К.ВОРОНЦОВА
23.11.19, Історія
МНЕ 90 ЛЕТ, И Я СЧАСТЛИВА АБСОЛЮТНО
МНЕ 90 ЛЕТ, И Я СЧАСТЛИВА АБСОЛЮТНО
22.11.19, Знаменитості
СВАДЬБА ПУШКИНА
СВАДЬБА ПУШКИНА
19.11.19, Психологія
КОРОЛЬ-СОЛНЦЕ
КОРОЛЬ-СОЛНЦЕ
17.11.19, Історія
ПО РУМЫНИИ
ПО РУМЫНИИ
17.11.19, Міста і країни
СУДЬБЫ ЖЕНЩИН СО ЗНАМЕНИТЫХ КАРТИН
СУДЬБЫ ЖЕНЩИН СО ЗНАМЕНИТЫХ КАРТИН
17.11.19, Цікаве
САМЫЕ ДОРОГИЕ МОНЕТЫ ЦАРСКОЙ РОССИИ И МИРА
САМЫЕ ДОРОГИЕ МОНЕТЫ ЦАРСКОЙ РОССИИ И МИРА
16.11.19, Історія
АЛЕКСАНДРИНСКИЙ ТЕАТР
АЛЕКСАНДРИНСКИЙ ТЕАТР
15.11.19, Знаменитості
СУДЬБА МАТРЁНЫ РАСПУТИНОЙ
СУДЬБА МАТРЁНЫ РАСПУТИНОЙ
10.11.19, Історія
ГЛАВНАЯ ОПОРА КОРОЛЕВЫ ВЕЛИКОБРИТАНИИ
ГЛАВНАЯ ОПОРА КОРОЛЕВЫ ВЕЛИКОБРИТАНИИ
10.11.19, Цікаве
ВРЕМЯ СОЗДАНИЯ ШЕДЕВРОВ
ВРЕМЯ СОЗДАНИЯ ШЕДЕВРОВ
09.11.19, Навчання
СВЯТОЙ ГРААЛЬ.MИСТИЧЕСКИЕ ПРОИСШЕСТВИЯ.
СВЯТОЙ ГРААЛЬ.MИСТИЧЕСКИЕ ПРОИСШЕСТВИЯ.
09.11.19, Неймовірно
О МАЛОИЗВЕСТНЫХ ФАКТАХ ИЗ ЖИЗНИ С.А.ЕСЕНИНА
О МАЛОИЗВЕСТНЫХ ФАКТАХ ИЗ ЖИЗНИ С.А.ЕСЕНИНА
06.11.19, Психологія
ЗАМОК ПЬЕРФОН
ЗАМОК ПЬЕРФОН
05.11.19, Замки і фортеці
ИСТОРИЧЕСКИЕ АНЕКДОТЫ О РОССИЙСКИХ ИМПЕРАТОРАХ И ИХ СВИТЕ
ИСТОРИЧЕСКИЕ АНЕКДОТЫ О РОССИЙСКИХ ИМПЕРАТОРАХ И ИХ СВИТЕ
04.11.19, Історія
НАЧАЛЬНИК МОСКОВСКОГО СЫСКА КОШКО БЫЛ УДАЧЛИВЕЕ ХОЛМСА
НАЧАЛЬНИК МОСКОВСКОГО СЫСКА КОШКО БЫЛ УДАЧЛИВЕЕ ХОЛМСА
03.11.19, Історія
БЕЗУМНЫЕ МОНАРХИ И ПРАВИТЕЛИ
БЕЗУМНЫЕ МОНАРХИ И ПРАВИТЕЛИ
02.11.19, Історія
ЗАМОК ХАЙКЛЕР, ГРАФСТВО ХЭМПШИР, АНГЛИЯ
ЗАМОК ХАЙКЛЕР, ГРАФСТВО ХЭМПШИР, АНГЛИЯ
02.11.19, Замки і фортеці
УСАДЬБА КУСКОВО
УСАДЬБА КУСКОВО
02.11.19, Замки і фортеці
ВОЛГОГРАД
ВОЛГОГРАД
02.11.19, Міста і країни
ГЕНУЯ
ГЕНУЯ
01.11.19, Міста і країни
МАТИЛЬДА КШЕСИНСКАЯ И НИКОЛАЙ II
МАТИЛЬДА КШЕСИНСКАЯ И НИКОЛАЙ II
30.10.19, Історія
МЛАДШИЙ СЫН ЕКАТЕРИНЫ II
МЛАДШИЙ СЫН ЕКАТЕРИНЫ II
29.10.19, Історія
МУЗЕЙ «ГРЮНЕС ГЕВЁЛЬБЕ» («ЗЕЛЕНЫЕ СВОДЫ»)
МУЗЕЙ «ГРЮНЕС ГЕВЁЛЬБЕ» («ЗЕЛЕНЫЕ СВОДЫ»)
28.10.19, Знаменитості / Історія
ЗДАНИЯ-ЛЕГЕНДЫ МОСКВЫ
ЗДАНИЯ-ЛЕГЕНДЫ МОСКВЫ
25.10.19, Історія
О ЗОЛОТЕ
О ЗОЛОТЕ
24.10.19, Цікаве
АЛЕКСАНДР ДЮМА
АЛЕКСАНДР ДЮМА
24.10.19, Історія
МУЗЕИ ВАТИКАНА
МУЗЕИ ВАТИКАНА
24.10.19, Історія
СТАНЦЫ РАФАЭЛЯ: ПАПСКАЯ РЕЗИДЕНЦИЯ В ВАТИКАНЕ
СТАНЦЫ РАФАЭЛЯ: ПАПСКАЯ РЕЗИДЕНЦИЯ В ВАТИКАНЕ
24.10.19, Історія
КОРОНА ПРИНЦЕССЫ БЛАНШ
КОРОНА ПРИНЦЕССЫ БЛАНШ
20.10.19, Історія
БAДЕН-БАДЕН Германия
БAДЕН-БАДЕН Германия
18.10.19, Міста і країни
УШЕДШИЕ В ИСТОРИЮ
УШЕДШИЕ В ИСТОРИЮ
17.10.19, Міста і країни / Історія
ВИРТУАЛЬНЫЙ ВИЗИТ В ЭРМИТАЖ
ВИРТУАЛЬНЫЙ ВИЗИТ В ЭРМИТАЖ
15.10.19, Знаменитості
О ПИФАГОРЕ
О ПИФАГОРЕ
13.10.19, Цікаве
ЗАПРЕЩЕННОЕ ИСКУССТВО АЙВАЗОВСКОГО
ЗАПРЕЩЕННОЕ ИСКУССТВО АЙВАЗОВСКОГО
13.10.19, Історія
ГДЕ ЗАРОЖДАЛАСЬ РУСЬ
ГДЕ ЗАРОЖДАЛАСЬ РУСЬ
12.10.19, Історія
ИВАН АНДРЕЕВИЧ КРЫЛОВ
ИВАН АНДРЕЕВИЧ КРЫЛОВ
11.09.19, Історія
ВЕЛИЧАЙШИЕ ПОЛКОВОДЦЫ В ИСТОРИИ
ВЕЛИЧАЙШИЕ ПОЛКОВОДЦЫ В ИСТОРИИ
11.01.20, Історія
СТРАСБУРГ
СТРАСБУРГ
11.01.20, Міста і країни
МУЗЕЙ СОСЛОВИЙ РОССИИ- МОСКВА
МУЗЕЙ СОСЛОВИЙ РОССИИ- МОСКВА
08.01.20, Історія