Навчання
ВРЕМЯ СОЗДАНИЯ ШЕДЕВРОВ

ВРЕМЯ СОЗДАНИЯ ШЕДЕВРОВ


Знаете ли вы, что самые узнаваемые произведения эпохи Возрождения - «Сад земных наслаждений» Босха, «Джоконда» Леонардо да Винчи и «Сикстинская Мадонна» Рафаэля - относятся не только к историческому периоду или веку, но были написано в первые полтора десятилетия шестнадцатого века, то есть были ли они созданы почти одновременно?

«Сад земных наслаждений» Босха.1515

Историки искусства справедливо считают, что произведение Босха настолько уникально и несравненно, что не имеет прямых параллелей с историей искусства. О жизни Босха известно очень мало. Оба фактора создают иллюзию того, что Босха удаляют из исторического контекста. Босх, кажется, существует вне времени: например, трудно представить, что он и Альбрехт Дюрер или Тициан, например, жили и работали в одно и то же время, в то время как Босх и Леонардо да Винчи, как правило, имеют равное звание. Так возникла идея для этого материала: сделать синхронизацию, собрать десять первоклассных работ, созданных в то же время, когда Джером Бош написал «Сад земных наслаждений» в своем родном городе Хертогенбос, о котором он, скорее всего, никогда не покидал.
Портрет дожа Леонардо Лоредана.Джованни Беллини.1501

Когда Джованни Беллини, «самый обаятельный художник пятнадцатого века», написал «Портрет дожа Леонардо Лоредана», ему было уже более 70 лет. были довольно знакомы. Эта картина - лучшая портретная работа Беллини. Невероятно живое и рельефное, лицо Лоредана напоминает его кровоточащие скулы, его глубокие глаза, его прямой нос, его произвольный подбородок, вылепленный энергичным кьяроскуро. Белое пальто из парчи, сотканное из золота и серебра, идеально выделяется на кобальтово-синем фоне. Мы даже знаем, по какому случаю дож одел такую ​​торжественную одежду: в праздничный день он обручился с морем и получил в новый год власть над Республикой Святого Марка. Такая работа просто невообразима в работах Босха: Босх не писал портретов (по-видимому, это была принципиальная позиция со стороны Слова, Босх оставался в полном смысле человеком средневековья.


Сотворение Адама.Микеланджело Буонарроти.1511  

Микеланджело работал над картинами Сикстинской капеллы в течение первого десятилетия шестнадцатого века. Самая известная фреска на потолке часовни - «Сотворение Адама»: даже тот, кто никогда не интересовался искусством, наверняка видел фрагмент с руками, готовыми соприкоснуться, что его композиционный центр. Что значит Микеланджело? Он представляет Бога-Отца, парящего в бесконечном пространстве, который создал по своему образу и подобию первого человека, Адама. Дизайнер и Адам протягивают руки, но их пальцы не могут касаться друг друга, хотя до контакта осталось всего несколько дюймов. Бог и человек Микеланджело трагически разделены навсегда, божественное и человеческое, согласно философии художника, невозможно совместить.
Интересно, что об этом подумал Босх. Как ни странно, мы находим ответ в Саду земных наслаждений. Ведь там Босх иллюстрирует «вторую серию», так сказать, пишет очередной эпизод истории, которую Микеланджело рассказывает на фреске. В левом крыле «Сада ...» Босх показывает момент создания Евы: Бог создал женщину из ребра Адама и благословляет ее умножать и умножать. В то же время ноги Адама касаются края одежды Создателя (и, возможно, его ноги), и он сам держит руку Евы. Поэтому неправильно говорить, что Босх пессимистичен: в любом случае, его Бог намного ближе к человеку, чем Бог Микеланджело.
Мона Лиза (Джоконда).Леонардо да Винчи.1500-е
Точная дата создания «Моны Лизы» еще не установлена. Наиболее вероятным является интервал между 1503 и 1506 годами. Именно в это время некоторые эксперты рассчитали создание триптиха Bosch: в 1504 году Солнце и Луна сошлись в зодиакальном доме Рака, и были связаны «коралловые» фонтаны центральной панели «Сада земных наслаждений». с этим зодиакальным символом. Дальнейшая судьба «Моны Лизы» и шедевров Босха оказалась схожей: первая попала в руки французского монарха, а вторая - испанской. «Мона Лиза» некоторое время висела в бане Его Величества Франциска I, а картины Босха, когда он оказался в Испании, украшали столовую и спальню короля Филиппа II. Говорят, созерцая Босха «7 смертных грехов и 4 последние вещи», висящих в его спальне, испанский король готовился к таинству исповеди.
«7 смертных грехов и 4 последние вещи»Босх
Как ни странно, баня Франциска I также стала отличным началом будущей славы «Моны Лизы». «Король разместил картину в своей бане в замке Фонтенбло не потому, что не понимал, какой шедевр он получил, а совсем наоборот», - пишет Григорий Козлов в книге «Испытание искусства». - Баня Фонтенбло была самым важным местом во Франции. Там Фрэнсис не только играл со своими любовниками, но и решал важные государственные проблемы и принимал послов. «Вскоре картина Леонардо приобрела не только большую популярность, но и отталкивающий ореол: благодаря им обнаженные портреты были написаны с удовольствием, при виде которых были крещены благочестивые французы, а в Моне Лизе они почти увидели ведьму. «Сад земных удовольствий» также все еще присутствует, потому что он, возможно, подозревался в православной католической Испании. Но инквизиция и общественное авто-да-фе не дошли до суда. Испанские короли были привязаны к творчеству Босха, и у первого историка Эскориала, монаха Хосе де Сигуэнса, не было иного выбора, кроме как убедительно утверждать, что «Сад земных наслаждений» имеет глубокий нравоучительный смысл.
Мертвая птица.Альбрехт Дюрер.1512  
Зрелый Альбрехт Дюрер увлёкся техникой акварели и достиг в ней не просто выдающихся — небывалых (и по большому счёту, непревзойдённых) высот в те же годы, когда Босх работал над «Садом земных наслаждений». В 1512-м Дюрер написал акварель «Мертвая синяя птица». Кстати, множество птиц можно отыскать и среди богатой фауны «Сада земных наслаждений».

Птицы Босха написаны с очевидным изяществом. Герои романа Владимира Набокова «Ада», одержимые картиной Босха, даже обсуждают, что крылья бабочки-крапивницы Босх написал не совсем верно, поменяв местами расцветку лицевой стороны и изнанки крыльев, а вот в изображении птиц — сов, дроздов, синиц, соек — весьма точен. Но все же главный зрительский интерес к птицам Босха заключён в поиске скрытых смыслов и аллегорических значений, в то время как в птице Дюрера нас потрясает, в первую очередь, не символический план, а её удивительная реалистичная деталировка. Лапы, клюв, оперение дюреровской птицы написаны с почти пугающей осязательной достоверностью. Птиц Босха хочется рассматривать и разгадывать — до птицы Дюрера невольно тянет дотронуться.

Изенгеймский алтарь. Распятие.Маттиас Грюневальд.1515  
Последний из великих художников Северной готики, Маттиас Грюневальд (1470/75 — 1528) был младшим современником Босха. Как и Босх, он был почти забыт в течение XVIII—XIX столетий и заново открыт в начале ХХ века. Но если Босха объявили своим прямым предшественником сюрреалисты, то Грюневальда сходным образом «приватизировали» немецкие экспрессионисты, увидев в нём собственного предтечу. Примерно в то же время, когда Босх писал свой «Сад земных наслаждений», Маттиас Грюневальд работал над алтарным полиптихом «Изенгеймский алтарь», который станет его самой знаменитой вещью. На первый взгляд «Изенгеймский алтарь» может показаться таким же триптихом-складнем, как «Сад земных наслаждений», только с гораздо меньшим количеством персонажей. Но на самом деле алтарь Грюневальда устроен намного сложнее: он состоит из основной части — короба и двух подвижных живописных створок, благодаря чему возможны целых три конфигурации (варианта развертки) алтаря. Тот вид, который вы видите здесь − это лишь первая (внешняя) развёртка. Так что структурно «Изенгеймский алтарь» устроен намного хитрее, нежели «Сад земных наслаждений», у которого развёрток только две.  

Юдифь с головою Олоферна.Тициан Вечеллио.1515
В 1515 году великий итальянский Тициан создал картину «Юдифь с головой Олоферна». «Сад земных наслаждений» Босховского написан прямо сейчас, и между этими шедеврами гораздо больше общего, чем может показаться. Во-первых, цвет: на обеих картинах преобладают чистые и звучные цвета наряду с темными и мрачными фрагментами. Во-вторых, Тициан Юдифь с главой Олоферна также является картиной земных удовольствий и неизбежного наказания, которое последует: иудейско-еврейская вдова Юдифи решает соблазнить ассирийского полководца Олоферна, который покорил еврейскую землю, и, как он пили вино во время встречи. уснул, отрубил голову. И третье, и, пожалуй, самое интересное, обе картины содержат очень необычные автопортреты их создателей.
В отрубленной голове на блюде, которое держит Джудит, нетрудно распознать благородный профиль Тициана. Считается, что Джудит писала художника со своей любимой Виолантой, дочерью товарища Тициана, также художницы Пальмы-старшего. Такую же редкую модель красоты можно увидеть на знаменитых полотнах «Флора» и «Небесная любовь и земная любовь». Легенда гласит, что Пальма была глубоко возмущена романом своей дочери с гораздо более старшим Тицианом, который также не собирался жениться. Так что, возможно, отрубленная голова Тициана в руках Виоланты - это своеобразная ирония художника над сложившейся ситуацией.
Флора

Любовь небесная и любовь земная
Босх не оставлял «официальных» автопортретов. Но искусствоведы не теряют надежду «посчитать» его среди множества созданных им персонажей. Многие не сомневаются, что меланхоличный монстр с древесным телом в правом крыле Сада земных наслаждений - это автопортрет Босха. Историк искусства Паола Волкова говорит: «Я видела« Сад наслаждения »много раз и очень подробно. Я думаю, что мы можем видеть автопортрет Джерома Боша в крыле под названием «Ад». На странных ногах, напоминающих гнилое дерево, упирается в разрушенную лодку. На голове этого зооморфного существа есть шляпа, на которой все души подземного мира танцуют в ужасном хороводе. Лицо - я не сомневаюсь, что это лицо Джерома Босха. «Важным отличием является то, что у Тициана голова на тарелке, а у Босха - тарелка на голове. Мы думаем, что они оба оценят эту игру слов.
Портрет Генри Благочестивого, герцога Саксонии и его жены Катарины фон Мекленбург.Лукас Кранах Старший.1514  
Немецкий художник и график Лукас Кранах Старший был современником Джерома Боша. Но нет параллелей между их биографиями. Босх никогда не служил в чьем-либо суде и, скорее всего, не выходил за пределы Хертогербоса - Кранах был придворным художником саксонских избирателей. Босх никогда не рисовал нестандартные портреты - Кранах заслужил это. Босх был религиозным бюргером, чьи картины больше всего ценились в православной католической Испании - Кранах, напротив, был горячим сторонником Реформации и личным другом Мартина Лютера. Мы ничего не знаем о потомках Босха, а Кранах стал инициатором целой художественной династии. Когда Босх в последние десятилетия своей жизни полностью сдался свободе своего необузданного воображения, отправив своих персонажей «в худшее» и синтезируя беспрецедентных монстров, Кранах нарисовал «правильные» полномасштабные портреты своих саксонских патронов. И только готическая плоскость и декоративность фигур, без какого-либо итальянского флирта с объемом и кьяроскуро, объединяет разнородные Cranach и Bosch.
Сикстинская Мадонна.Рафаэль Санти.1514
Сейчас принято думать, если бы Рафаэль Санти создал бы одну только «Сикстинскую Мадонну», этого было бы достаточно, чтобы считать его величайшим художником всех времён и народов (примерно то же говорят и о Босхе с его «Садом наслаждений»). Но известность пришла к картине Рафаэля далеко не сразу. Почти два с половиной века «Сикстинская Мадонна» провела в полной безвестности в полупровинциальной итальянской Пьяченце, где служила алтарным образом в церкви Святого Сикста. Год от года картина покрывалась копотью от чадящих свечей, её краски утратили былую яркость, и широкая публика, возможно, никогда не узнала бы о шедевре, если бы в 1754-м году обедневшие монахи-бенедиктинцы не решили продать «Сикстинскую Мадонну» саксонскому курфюсту Августу III, украсившему ею свою резиденцию в Дрездене. Весть о шедевре быстро распространилась по Европе. О картине в восторженных тонах написали Винкельман и Гёте — это был великолепный пиар: культурные русские, начинавшие европейские вояжи с Дрездена, считали для себя строго обязательным посмотреть «Сикстинскую Мадонну». Покидала ли картина Дрезден? Да! Во время бомбардировок Дрездена во Второй Мировой войне она выжила, спрятанная в товарном вагоне в заброшенной каменоломне. Там она и была обнаружена советскими солдатами и вывезена в СССР. 10 лет «Сикстинская Мадонна» хранилась в запасниках Пушкинского музея, и в 1955-м вернулась в Дрезден. Перед этим картина была представлена советской публике. Якобы, Фаина Раневская тогда и обронила легендарную фразу, дескать, этой дамой восхищалось столько народу, что она уже вправе сама выбирать, кому нравиться.  
Судьба «Сада земных наслаждений» сложилась не в пример благополучнее. Через несколько лет после создания триптих обнаруживается в описи имущества брюссельского семейства Нассау, а несколько позже вместе с другими работами Босха «Сад…» попадает в Мадрид, в коллекцию большого поклонника Босха — испанского короля Филиппа II. С тех пор картина не покидала Испании. В 1939-м, во время гражданской войны, «Сад» был передан на хранение музею Прадо, где находится и теперь. К своему достоянию музей относится крайне ревниво: только за последние пару лет Прадо со скандалом отказался вернуть Босха музею королевских коллекций, откуда когда-то «Сад» был получен, и не допустил к триптиху команду Bosch Research and Conservation Project (BRCP), которая в течение шести лет, предшествовавших 500-летнему юбилею со дня смерти Босха, изучала его работы по всему миру. Увидеть «Сад земных наслаждений» за пределами Мадрида — это пока перспектива из разряда фантастики.  

Noli me tangere (Не прикасайся ко мне) Андреа дель Сарто.1510
Noli me tangere в переводе с латыни означает «Не прикасайся ко мне!» и относится к эпизоду, описанному в 20-й главе Евангелия от Иоанна. Там рассказывается, что первой, кому явился Христос после своего воскресения была Мария Магдалина. На картине Андреа дель Сарто она, в соответствии с традиционной иконографией, пала на колени и протягивает к Спасителю руки, однако Христос предостерегает женщину: «Не прикасайся ко Мне, ибо Я еще не восшел к Отцу Моему; а иди к братьям Моим и скажи им: восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему» (Ин.20:11−17).
Судьба жестоко подшутила над Андреа дель Сарто, сделав название его картины Noli me tangere драматической сюжетной канвой последних дней и часов жизни художника. Друг Рафаэля и Тициана, Андреа дель Сарто был известным флорентийским мастером. От всезнающего Вазари мы узнаём, что Андреа женился на Лукреции дель Феде, молодой вдове шляпника по имени Карло. Дель Сарто и сам был из портняжной династии, его настоящее имя Андреа д’Аньоло ди Франческо ди Лука ди Паоло дель Мильоре Ваннукки, а «дель Сарто» — всего лишь прозвище, происходящее от итальянского слова sarto — «портной». Беда была не в том, что жена дель Сарто не отличалась знатностью, а в том, что она была «неверной, ревнивой и сварливой по отношению к ученикам». Андреа писал с Лукреции мадонн и магдалин, она же методично превращала его жизнь в ад. Фрацузский король Франциск I пригласил дель Сарто приехать в Францию, чтобы стать его придворным художником, но Лукреция закатила истерику и не отпустила мужа в Париж, помешав возможной блестящей карьере. А когда в 1530-м в Венецию пришла чума, жена, если верить Вазари, никак не ухаживала за смертельно больным 43-летним Андреа дель Сарто, словно сделав слова Noli me tangere своим девизом — она боялась прикасаться к нему, чтобы не заразиться, из-за чего несчастный скончавшийся художник еще несколько дней пролежал в своей комнате после смерти, заброшенный и никому не нужный. Может, и к лучшему, что мы почти почти ничего не знаем о жене Босха Алейт Гойартс ван дер Меервене. По крайней мере, никому не взбредёт в голову вычислять, прототипом какого из женских персонажей «Сада земных наслаждений» она могла бы быть.
 
Нептун и Амфитрита.Ян Госсарт.1516  
Из всех мастеров, чьи шедевры представлены в нашем материале, только Ян Госсарт был земляком Иеронима Босха. Правда, в Хертогенбосе он вряд ли бывал: Госсарт учился в Брюгге, работал в Антверпене и Утрехте и много путешествовал по Италии. И если Босх никакого итальянского влияния не претерпел, сохранив свою псевдоготическую уникальность, то Госсарт, наоборот, только о том и мечтал, чтобы его можно было принять за итальянского мастера. Только сравните тонкие, удлинённые, почти бесплотные человеческие фигурки из «Сада земных наслаждений» с мощной плотью и энергично вылепленными объемами персонажей Госсарта! Босх ни разу не написал картины на античную тему — Госсарт берётся писать древнеримских Нептуна и Амфитриту. Герои Босха запечатлены в хаотично-фантастических позах и положениях — герои Госсарта замерли в классическом фронтальном контрапосте (это когда вес тела перенесён на одну ногу, а вторая нога расслаблена). Босха больше занимает природа — Госсарта архитектура. В общем, ничего, абсолютно ничего общего не найти между двумя нидерланскими современниками Босхом и Госсартом, если бы не… дары моря, применённые в совершенно неожиданных комбинациях: «фонтаны жизни» из «Сада земных наслаждений» состоят из частей хитиновых панцирей ракообразных, а у Нептуна с картины Госсарта срам элегантно прикрыт морской раковиной.  

Современники Босха: Рафаэль, Тициан, Микеланджело, Джованни Беллини, Маттиас Грюневальд, Адреа дель Сарто, Лукас Кранах Старший, Леонардо да Винчи, Ян Госсарт, Альбрехт Дюрер.  
С любым из них дюжина современных Иеронима Босха не была лично знакома, и не факт, что о существовании большинства из них когда-либо подозревали. И мы, спустя 500 лет, часто ошибочно думаем, что у каждого великого художника есть свой возраст, и они равномерно распределены по шкале времени. Особенно удивительно видеть, как тесно сконцентировалось время в 1500–1515-х годах - в начале европейского Cinquecento.
Cinquecento: - итальянское название XVI века (итальянский Cinquecento пятьсот букв, а также 1500-е годы ..). Историк искусства и культуры используется для обозначения периода в развитии итальянского искусства эпохи Возрождения - периода конца Высокого Возрождения и позднего Возрождения.

↓Поділитися з друзями в Facebook↓

↓Тисни «Подобається» і отримуй тільки кращі пости в Facebook↓