Навчання
КАРТИНА ИЛЬИ РЕПИНА «БУРЛАКИ НА ВОЛГЕ»

КАРТИНА ИЛЬИ РЕПИНА «БУРЛАКИ НА ВОЛГЕ»


«Баржа-самосвалы на Волге» - одна из самых известных картин великого русского художника Ильи Репина (1844–1930). Картина выполнена в 1870-1873 гг. Искусствоведы определяют жанр этого образа как натурализм с элементами критического реализма.
Бурлак - работник из России 16-го и начала 20-го века, который, прогуливаясь вдоль побережья (вдоль так называемой береговой линии), питал речное судно электричеством. В восемнадцатом и девятнадцатом веках основным типом корабля, приводимого в действие тарантулами, была кора. Работа Бурлацкого была сезонной. Лодки вытащили «большую воду»: весной и осенью. Для выполнения заказа барж-самосвалы объединились в артеле. Работа Бурлака была чрезвычайно сложной и однообразной. Скорость движения зависела от силы хвоста или переднего ветра. При сильном ветре на корабле (коре) парус поднимался, что значительно ускоряло движение. Песни помогли сохранить темп движения. Одна из известных песен бурлака - «Эх, палка, крюк», которую обычно исполняли для координации действий артели в один из самых сложных моментов: отталкивание коры после снятия якоря.

Когда Достоевский увидел эту фотографию Ильи Репина «Кости на Волге», он был очень рад, что художник не вложил в нее никакого социального протеста. В «Дневнике писателя» Федор Михайлович заметил: «... перевозчики барж, настоящие перевозчики барж и ничего больше. Никто из них не кричит от фотографии зрителю: «Посмотри, как я несчастен и сколько ты должен людям!»


Первое впечатление от полотна - группа тощих людей под палящим солнцем тянет баржу, побеждая течение великой русской реки. В команде одиннадцать человек, и каждый из них натягивает ремень, который пересекает его грудь и плечи. Из порванной одежды видно, что только крайняя бедность может заставить человека выполнять такую ​​работу. Для некоторых баржевых самосвалов их рубашки настолько испорчены, что ремень их просто стер. Тем не менее, люди упорно тянуть канат корабль.

Если вы внимательно посмотрите на персонажей, вы увидите, что у каждого человека есть свой характер. Кто-то полностью покорился трудной судьбе, кто-то философски спокоен, потому что понимает, что сезон закончится и вместе с ним трудолюбие. Но семье это больше не понадобится.

Композиция изображения строится так, как будто транспортеры барж движутся навстречу зрителю. Однако люди, которые тянут за ремешок, не закрывают друг друга, поэтому вы можете заметить, что один из персонажей закуривает сигарету, а остальная часть берет на себя всю нагрузку. Тем не менее, все члены группы спокойны, видимо, из-за сильной усталости. Они будут относиться к своему партнеру с осознанием того, что ему сейчас нужен отдых.
Центральный персонаж работает мастерски. Судя по всему, это старый баржевый самосвал - главный в команде. Он уже точно знает, как рассчитать силу, поэтому он ходит плавно. Несмотря на жару, он носит плотную одежду, потому что знает, что легкая рубашка быстро изнашивается во время такой работы. Его взгляд отразил усталость и даже некоторую безнадежность, но в то же время он понял, что ходок все еще находится на дороге.

Современный публицист Алексей Суворин очень критически отреагировал на творчество Репина. Несмотря на это, многие коллеги и люди того времени с энтузиазмом приняли эту фотографию, например, Крамской и Стасова. Несмотря на это, на всемирной выставке картина была награждена только бронзовой медалью, а полотно пользовалось большим интересом у великого князя Влодзимежа Александровича, который купил его за три тысячи рублей.

Основное полотно 131,5 см на 281 см, картина находится в Русском музее в Санкт-Петербурге, меньшее полотно «Блуждающая баржа Блуждающий», 1872 г. размером 62 см на 97 см, находится в Galeria Tretiakowska.


1. Бечевник
Истоптанная прибрежная полоса, по которой ходили бурлаки. Император Павел запретил здесь строить заборы и здания, но этим и ограничился. Ни кусты, ни камни, ни топкие места с пути бурлаков не устраняли, так что написанное Репиным место можно считать идеальным участком дороги.
2. Шишка — бригадир бурлаков
Им становился ловкий, сильный и опытный человек, знавший много песен. В артели, которую запечатлел Репин, шишкой был поп-расстрига Канин (сохранились наброски, где художник указал имена некоторых персонажей). Бригадир чалился, то есть крепил свою лямку, впереди всех и задавал ритм движения. Каждый шаг бурлаки делали синхронно с правой ноги, затем подтягивая левую. От этого вся артель на ходу покачивалась. Если кто-то сбивался с шага, люди сталкивались плечами, и шишка давал команду «сено — солома», возобновляя движение в ногу. Чтобы поддерживать ритм на узких тропинках над обрывами, от бригадира требовалось большое умение.


3.Подшишельные — ближайшие помощники шишки, чалившиеся справа и слева от него. По левую руку от Канина идет Илька-моряк — артельный староста, закупавший провиант и выдававший бурлакам их жалованье. Во времена Репина оно было — 30 копеек в день. Столько, например, стоило пересечь на извозчике всю Москву, проехав со Знаменки в Лефортово( не так уж и мало - всю Москву на извозчике,то есть такси). За спинами подшишельных чалились нуждавшиеся в особом контроле.
Один за всех, и все за одного Бурлаки на Волге, картина

4.«Кабальные», как человек с трубкой, еще в начале пути успевали промотать жалованье за весь рейс. Будучи в долгу перед артелью, они работали за харчи и не особо старались.
Один за всех, и все за одного Бурлаки на Волге, картина

5.Кашеваром и сокольным старостой (то есть ответственным за чистоту гальюна на корабле) был самый молодой из бурлаков — деревенский парень Ларька.Считая свои обязанности более чем достаточными, Ларька порой скандалил и демонстративно отказывался тянуть лямку.

6.«Халтурщики»
В каждой артели попадались и просто нерадивые.При случае они были не прочь переложить часть ноши на плечи других
.Один за всех, и все за одного Бурлаки на Волге, картина
7. «Надзиратель»
Сзади шли самые добросовестные бурлаки, понукавшие халтурщиков.Один за всех, и все за одного Бурлаки на Волге, картина
8. Косный или косной
Косный или косной — так назывался бурлак, замыкавший движение. Он следил, чтобы бечева не цеплялась за камни и кусты на берегу. Косный обычно глядел под ноги и чалился особняком, чтобы иметь возможность идти в собственном ритме. В косные выбирали опытных, но больных или слабых.
Один за всех, и все за одного Бурлаки на Волге, картина
9-10. Расшива и флаг
Вид барки. На таких возили вверх по Волге эльтонскую соль, каспийскую рыбу и тюлений жир, уральское железо и персидские товары (хлопок, шелк, рис, сухофрукты). Артель набиралась по весу груженого судна из расчета примерно 250 пудов на человека. Груз, который тянут вверх по реке 11 бурлаков, весит не менее 40 тонн.К порядку полос на флаге относились не слишком внимательно,и иногда поднимали вверх ногами, как здесь.
Один за всех, и все за одного Бурлаки на Волге, картина
11 и 13. Лоцман и водолив
Лоцман — человек на руле, фактически капитан корабля. Он зарабатывает больше всей артели, вместе взятой, дает указания бурлакам и производит маневры как рулем, так и блоками, регулирующими длину бечевы. Сейчас расшива делает поворот, обходя мель.

Водолив — плотник, который конопатит и ремонтирует судно, следит за сохранностью товара, несет за него материальную ответственность при погрузке и разгрузке. По договору он не имеет права покидать расшиву во время рейса и замещает хозяина, руководя от его имени.
Один за всех, и все за одного Бурлаки на Волге, картина
12. Бечева — трос, к которому чалятся бурлаки. Пока барку вели вдоль крутояра, то есть у самого берега, бечева была вытравлена метров на 30. Но вот лоцман ослабил ее, расшива отходит от берега. Через минуту бечева натянется как струна и бурлакам придется сначала сдержать инерцию судна, а потом тянуть изо всех сил. В этот момент шишка затянет запевку: «Вот пошли да повели, / Правой-левой заступили. / Ой раз, еще раз, / Еще разик, еще раз...» и т. д., пока артель не войдет в ритм и не двинется вперед.
14. Парус поднимался при попутном ветре, тогда корабль шел гораздо легче и скорее. Сейчас парус убран, а ветер встречный, так что бурлакам тяжелее идти и у них не получается делать широкий шаг.
15. Резьба на расшиве
С XVI века волжские расшивы было принято украшать затейливой резьбой. Считалось, что она помогает кораблю подняться против течения. Лучшие в стране специалисты по топорной работе занимались именно расшивами. Когда в 1870-е годы пароходы вытеснили с реки деревянные барки, мастера разбрелись в поисках заработка, и в деревянном зодчестве Средней России наступила тридцатилетняя эпоха великолепных резных наличников. Позднее резьба, требующая высокой квалификации, уступила место более примитивному выпиливанию по трафарету.
В Западной Европе (например, в Бельгии, Нидерландах и Франции, а также в Италии) движение речных судов с использованием рабочей силы и тягловых животных сохранялось до тридцатых годов XX века. Но в Германии использование рабочей силы прекратилось во второй половине XIX в. Были женские артели.
↓Поділитися з друзями в Facebook↓

↓Тисни «Подобається» і отримуй тільки кращі пости в Facebook↓