Корисне
СЛОВАРЬ ОСНОВНЫХ БАЛЕТНЫХ ТЕРМИНОВ

СЛОВАРЬ ОСНОВНЫХ БАЛЕТНЫХ ТЕРМИНОВ


Так же, как книга состоит из слов, кирпичный дом, каждый балет состоит из движений. Сырые, раз и навсегда фиксированные положения рук и ног, позы, прыжки, повороты, соединительные движения являются основой классического танца. Комбинируя эти движения, выстраивая их в определенном порядке, хореограф создает хореографический рисунок балета. Красота и сила движений зависят от того, точно ли они выражают характер музыки, и от важности режиссера - хореографа и исполнителя - балерины. И получается, что одно и то же движение может выглядеть по-разному, оно может быть хорошим и плохим, смелым и трусливым, красивым и безобразным, а иногда оно зависит от наклона головы, иногда от положения рук и тела, от силы и выразительности прыжка, от гладкости и Скорость вращения Вот почему балетные спектакли очень похожи.
В балете есть основные движения и концепции, которые должен знать каждый любитель этого искусства! Четыре самых важных позы в балете - арабеска, экарте, аласгон и отношение. Это позы, в которых актер балансирует на одной ноге и удерживает другую в воздухе в этот момент.

АЛЯСГОН, АРАБЕСК, ОТНОШЕНИЕ, РЕТАРД. Основные позы, «киты», на которых стоит классический балет. Во всех этих позах художник стоит на одной ноге, а другая - высоко: сбоку (алясон), спине (арабеска), спине с согнутым коленом (отношение), по диагонали вперед или назад (спреды).
СБОРКА Прыжок, при котором одна нога открывается в сторону, вперед или назад и тянется к другой ноге в конце прыжка.

  Адажио – Танец двух или нескольких героев балета, нацеленный на раскрытие эмоционального состояния.
Па (фр. pas — шаг) — отдельное выразительное движение, исполняемое в соответствии с правилами классического танца. 
Глиссад – специальное движение, основная цель которого подготовка перед прыжком.
Глиссе (от glisser — скользить) — шаг, при котором носок скользит по полу из V позиции в IV. Используется как подход к pirouettes, к прыжкам. Glisse р. в arabesque, повторенное несколько раз, — одно из самых красивых и выразительных движений классического танца. 
Гранд батман (от фр. grands battements) — бросок ноги на максимальную высоту. 
Плие (plié — складывать, мягко сгибать) — demi plié — небольшое приседание. 
ЖЕТЕ. Прыжок с одной ноги на другую. Большие жете исполняются, как прыжок через воображаемое препятствие во всех основных позах балета – арабеске, аттитюде, алясгоне. 
КАБРИОЛЬ. Прыжок, во время которого одна нога подбивает другую. Ноги сильно вытянуты. Исполняется этот прыжок во всех направлениях: вперед, в сторону, назад. 
Баллон (от фр. ballon, от balle – шар) — способность танцовщика сохранять в прыжке (в воздухе) позу и положение, принятые на земле, — танцовщик как бы замирает в воздухе. 
Батри (от фр. batteries — бить) — прыжковые движения, орнаментированные заносками, т.е. ударами одной ноги о другую в воздухе. Во время удара ноги скрещиваются в V позиции (до удара и после него ноги слегка разведены в стороны). 
Антре (от фр. entree — вступление, выход на сцену) — в балете выход на сцену одного или нескольких исполнителей. Вступительная часть в па де де, па де труа. 

ПА-ДЕ-ДЕ. Главная танцевальная сцена в балете или в одном из актов балета. В па-де-де раскрываются взаимоотношения героев, показывается танцевальное мастерство исполнителей. Па-де-де состоит из адажио, вариации танцовщика и вариации балерины и коды – коротких, технически сложных танцевальных кусков танцовщика и балерины. 
Кода (от фр. Coda) — быстрая, заключительная часть танца, следующая за вариацией 
ПЯТАЯ ПОЗИЦИЯ. Основная позиция ног классического танца. Ноги развернуты на сто восемьдесят градусов. Пятка правой ноги плотно прижата к носку левой, а пятка левой ноги плотно прижата к носку правой. Из этой позиции чаще всего начинается танец, и этой позицией чаще всего заканчивается. 
ПИРУЭТ. Вращение вокруг своей оси на полупальцах или пальцах одной ноги. Пируэты бывают маленькие, когда во время вращения одна нога плотно прижата к другой спереди или сзади. Большие пируэты исполняются во всех основных позах. 
Аронди (от фр. arrondie — округлённый) — округлённое положение руки. 
СОТЕ. Прыжок, во время которого сильно вытянутые ноги находятся в первой, второй или пятой позициях. 
ТУРЫ. Вращение вокруг своей оси во время прыжка. Туры делают с одним и двумя оборотами. Тур с двумя оборотами – элемент мужского танца.  
Бризе (от фр. brisé — разбивать; обозначает лёгкий, порывистый морской ветер) — маленький прыжок, с продвижением вперёд или назад за ногой. Заканчивается прыжок в V позиции. Разновидность: brise dessus (вперёд) — dessous (назад).  

ШАЖМАН ДЕ ПЬЕ. Прыжок, во время которого ноги находятся в пятой позиции и меняются местами. 
Ронд дэ Жамб – если переводить дословно с французского – круг ногой. На самом деле в этом движении ногой описывается полукруг.

  Шажман дэ Пье – специальный прыжок из пятой позиции, при котором ноги меняются местами.
Фуэте – самое известное движение балерины, а если точнее, вращение ее на пальцах одной ноги как волчок. Вращение балерины вокруг своей оси на пальцах одной ноги. Другую после каждого поворота она открывает в сторону. Фуэте обычно исполняется в очень быстром темпе шестнадцать или тридцать два раза подряд. 
Entrechat (антраша́ — итал. intrecciato — плетёный, также определяется для того вида прыжка, как скрещенный) — вертикальный прыжок с двух ног, во время которого ноги немного разводятся в воздухе и соединяются в V позиции вновь, при этом не ударяясь друг с другом, так как находятся в выворотном положении от бедра.

ВАРИАЦИЯ. Сольный танец, танцевальный монолог. Небольшой танец для одного или нескольких танцовщиков, обычно технически усложнённый. Вариации бывают мужские и женские, terre a terre и прыжковые. Первые построены на мелких, технически сложных движениях, вторые — на больших прыжковых.
А ля згонд (от фр. a la seconde) — поза классического танца, когда нога поднята на II позицию в сторону на 90° и выше.  

Элевация (от фр. elevation — возвышение, возвышенность) — в классическом танце означает высокий прыжок. 
ПОДДЕРЖКА. Необходимый элемент классического танца. Во время танца танцовщик помогает балерине, поддерживает, поднимает ее. 
Выворотность — раскрытие ног в тазобедренном и голеностопном суставах. 
ПАЧКА. Костюм балерины, состоящий из многих коротеньких накрахмаленных тюлевых юбочек. Эти пышные и легкие юбочки делают пачку воздушной и невесомой. 
ПУАНТЫ. Один из основных элементов женского танца в классическом балете – танец на кончиках вытянутых пальцев. Для этого нужны балетные туфли с твердым носком. 
УРОК. Артисты балета никогда не перестают учиться. Каждый день они приходят в балетный класс на урок. Он длится не меньше часа. Урок делится на две половины: меньшая – экзерсис (упражнение) у станка и большая – экзерсис на середине зала. Во время урока совершенствуются и отрабатываются все движения, которые нужны в танце артисту балета. 
БАЛЕТМЕЙСТЕР. Человек, который сочиняет, или, как говорят, ставит балет. Иногда балетмейстером, или балеруном, называют исполнителей мужских партий в балете. Это неправильно. Мужчина в балете называется танцовщиком.
Дивертисмент (от фр. divertiss-ment — увеселение, развлечение) — 1) Вставные (балетные или вокальные) номера, исполняемые между актами спектакля или в конце его, часто составлявшие единое развлекательное представление, не связанное с сюжетом основного; 2) Структурная форма внутри балетного спектакля, представляющая собой сюиту танцевальных номеров (как концертного соло и ансамблей, так и сюжетных миниатюр). 
ЛИБРЕТТО. Литературный сценарий балета, его содержание. 
Кордебалет (от фр. corps de ballet, от corps – личный состав и ballet — балет) — коллектив танцовщиков, исполняющих групповые, массовые танцы и сцены. Кордебалет может выступать как самостоятельно, так и в массовых танцах. 
Премьер (от фр. premier — первый) — солист балета, исполняющий главные партии в спектаклях балетной труппы; танцовщик высшей категории. Первым танцовщиком-премьером в истории балета был Пьер Бошан — солист балета Королевской академии музыки, созданной в 1669 году королём Людовиком XIV (танцевал с 1673 по 1687 год). 
Изучив эти понятия, вы всегда будете понимать о чем говорят различные знатоки в антракте очередного прекрасного балета. 

↓Поділитися з друзями в Facebook↓

↓Тисни «Подобається» і отримуй тільки кращі пости в Facebook↓